Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
MENU
Идеи семейных традиций

Идеи семейных традиций

 1. Семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день. Телевизор лучше выключить! Если вы поглощены сериальными страстями на экране телевизора, разговор "по душам" за ужином никогда не состоится! Преимущества совместных семейных ужинов огромны. Во-первых, это помощь детям, овладевающим языком. Им, конечно, надо читать книжки, но с ними надо и разговаривать - а когда еще это делать, как не во время ужина! Во-вторых, такие семейные ужины дают чувство семейной сплоченности. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена.
2. Совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.
3. Семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования детских праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага. Конечно же, это относится к празднованию дома, а не в новомодных кафе. Не бойтесь организовывать праздники у себя дома. Ведь только дома вы сможете поделиться с окружающими тем теплом и нежностью, которые живут в сердце каждого из нас, и научите этому своих детей не словами, а делами быть приветливым, дружелюбным, гостеприимным и добрым к окружающим. Создавайте свои семейные традиции празднования детских праздников и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особые праздничные блюда, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или в кругу друзей, не главное. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал эти праздники, и мог вспомнить каждый свой день рождения, и захотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.
4. Семейный альбом, семейная родословная. Одним из проявлений возрождения традиций стало то, что сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Часто составленное семейное древо вешают в комнате для всеобщего обозрения. Вернулась мода на портреты предков, родителей, детей, вывешенные на стенах квартиры. Иногда по таким фото можно проследить историю семьи: свадебное фото, малыши в колыбели, в детском саду, в первом, а потом и в последнем классе - и снова свадебное фото.
Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. Обязательно следует дополнить семейную галерею фотографиями всей семьи и ребенка, где он один. Основная мысль семейной фотографии - сплоченность, отдельной - индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично развиваться в малыше.
5. Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Не успеют родители оглянуться, как их ребенок пойдет в институт. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке. Прекрасно, если вы сохраните на память детские рисунки, поделки. Можно в конце каждого года делать всей семьей "капсулу времени". Пусть каждый член семьи положит в пустую пластиковую коробку какую-то вещь (или несколько вещей), которые связаны у него с уходящим годом. Храните капсулы в дальнем углу, где их никто не найдет, а через 10 или 20 лет достаньте...
В заключение отметим, что формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой "свободы маневра", перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.
Да будет уютно и светло в Вашем доме!

Игра должна стать традицией в каждой семье

 Очень хорошо, если в семье есть традиция.

Семейные традиции - это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи, поздравление родственников, традиционные походы, прогулки и пикники на природу, составление своей родословной и семейных альбомов, коллекционирование и проведение семейных концертов. 
Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье. 
«Поиграйте со мной! » - как часто ребенок обращается к близким ему людям с этой просьбой. Они удивляются: в доме столько игрушек, а он проситпоиграть с ним. Взрослые не догадываются, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками. Видя, что он их забросил, родители покупают другие игрушки: заводных мишек, зайцев, сабли, автоматы. Но и о них ребенок скоро забывает. Он еще не может сказать, что не игрушки ему надоели, а однообразные игры с ними. Он уже катал машину, строил дом, лечил Мишку. Потому и просит:
- Поиграйте со мной! 
Для игры нужен стимул, интересный замысел. Ребенок, в силу малого жизненного опыта, незначительного багажа знаний, потому и просит взрослых: «Поиграйте со мной! ». От них он ждет подсказки, участия. 
Родители считают, что ребенок сам должен развлекаться. А он хочет чему-то научиться, что-то постичь. Как школьника развивает чтение, так дошкольника — игра. Игра для дошкольников — способ познания окружающего.

Взрослые, д

олжны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью. 
Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. 
Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папа и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом. 
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятанье — поиск, загадывание — отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний. 
В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания. 
Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми. 
Ниже приводятся несколько народных игр; игр, направленных на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти ребенка; игр со звучащим словом; игр на раскрытие личностных возможностей ребенка. 
Преимущество использования данных игр в практике семейного воспитания, прежде всего в простоте, доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по пути в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т. п.

Участвуя в играх, организуя их, родители имеют возможность наблюдать за своим ребенком, понять, почему у него не всегда складываются взаимоотношения со сверстниками и что ему мешает играть дружно. Такие наблюдения помогут использовать игру для преодоления замеченных недостатков: эгоизма, инертности в поведении, для развития чувства коллективизма, активности и любознательности. 
Играя вместе с детьми, родителям целесообразно брать на себя роль ведущего.

Мячик кверху
Описание игры. Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч, со словами: «Мячик кверху! » Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит:
«Стой! » Все должны остановиться, а водящий, не сходи с места, бросает мяч
того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается. 
Правила игры: водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова:
«Стой — продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

Король в плену. 
Описание игры. Двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти. Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: «Король в плену».
Указания к проведению. Количество игроков всегда постоянно — два человека. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.

 Узнай кто? 
Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени. 
Указания к проведению. Взрослые могут внести юмористические ситуации
процесс узнавания — меняться деталями одежды (бант на голове папы, нарочито не узнавать игроков.

Холодно-горячо
Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».
Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепьяно, сильным или слабым звоном колокольчика. 
После того как предмет найден, выбирается новый водящий. 
Указания к проведению. Игра проводится, как правило, дома: но можно предложить ее ребенку и в пути, например в поезде. Если играющих двое, то они прячут и ищут вещь по очереди.

  • Игры, направленные на развитие внимания, восприятия, воображения, памяти ребенка.

«Прогулка в картинках»

Описание игры. Во время прогулки по городу (селу) обращайте внимание ребенка на рекламу, витрины магазинов, вывески. Форму зданий сооружений, памятник, растения и т. п. Можно побеседовать с ребенком о том, зачем они нужны. 
Задание. Дома нарисовать то, что запомнилось, понравилось на прогулке.

«Да» и «нет» не говорить

 Описание игры. Необходимо ответить на вопросы ведущего, запрещается говорить «да» и «нет». Будьте внимательны. 
Вопросы:
1. Ты любишь лето? 
2. Тебе нравится зелень парков? 
З. Ты любишь солнце? 
4. Тебе нравится купаться в море или реке? 
5. Ты любишь рыбалку? И т. д.

«Выполни движения»
Описание игры. Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. 
Задание. Повторить действия в той последовательности, в которой они были названы. 
1. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге; поставить правую ногу. 
2. Поднять левую руку вверх; поднять правую руку вверх; опустить руки. 
И т. п.

  • Игры со звучащим словом

Подбери похожие слова
Описание игры. Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка ложка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает ребенку самому подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко, пушка (мушка, сушка, зайчик (мальчик, пальчик, банки (танки, санки, шина (машина, потолок (уголок) и т. д. Взрослый просит ребенка, чтобы он произносил их внятно, чисто.

 Подумай и скажи
Описание игры. Гуляя с ребенком взрослый спрашивает его: «Какая сегодня погода? » или «Какие цветы растут на клумбе? » и т. п. Взрослый предлагает ребенку вместе подобрать слова, характеризующие состояние погоды, описание цветов или другое предложенное задание. Выигрывает тот, кто больше назовет слов. Вначале дети с помощью взрослого подбирают слова, затем они это делают самостоятельно.

Кто предложит сам? 
Описание игры. Взрослый предлагает ребенку по желанию спеть песенку или рассказать стихотворение, перепутав в них какие-нибудь слова, а он должен пропеть или проговорить их так, как они должны поизноситься на самом деле. Желательно, чтобы дети проявили инициативу в выборе поэтических строчек. Затем роли меняются. 
Взрослый напоминает, что слова и в стихотворении, и в песне, и в разговоре всегда произносятся друг за другом.

  • Игра на раскрытие личностных возможностей ребенка

Из какой песни? 
Описание игры. Игра строится по принципу телевизионной игры «Угадай мелодию». Здесь также можно присуждать очки за правильно угаданную песню.


Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа лото, домино, шахматы. Обязательно нужно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.

Пусть каждодневная игра с ребенком станет вашей семейной традицией и, возвращаясь домой, ваш ребенок будет с радостью обращаться к вам: «Давай поиграем!».

 

Дни рождения

В каждой семье дни рождения празднуются по-своему. Но везде, традиционно, в этот день виновнику торжества дарят подарки, поздравляют, желают здоровья, счастья, успехов.

В этот день собираются гости, звучит веселая музыка, песни, дети и взрослые читают стихи, играют на музыкальных инструментах, разыгрывают забавные сценки-шутки.

С особенным нетерпением ожидают этот праздник дети. Не только подарки, приход гостей радуют именинника. Самым важным событием для ребенка оказывается то, что в этот день он становится на год старше. Взрослые должны знать, что именно дни рождения запоминаются особенно ярко и надолго сохраняются в памяти детей. От взрослого зависит глубина впечатлений этого праздника.

В некоторых семьях существует обычай в день рождения отмечать на стене рост ребенка. Пусть он видит, насколько подрос за год. Детям нравятся такие наглядные показатели их роста.

В каждый день рождения неплохо фотографировать ребенка – одного и в кругу родных. Эти фотоснимки тоже убедительно свидетельствуют о взрослении.

Необходимо подумать и о подарках (читать подробнее). Каждая игра, игрушка должны развивать способности ребенка, его мышление, память, внимание.

Кубики, мячики, скакалки, кегли, альбом для рисования, фломастеры, книжки-картинки – все вызовет живой интерес ребенка и сможет его порадовать.

Некоторые педагоги советуют подарить дошкольнику простой набор инструментов: молоток, клещи, отвертку, плоскогубцы. Хорошо, если они сделаны из пластмассы, удобны по размеру и имеют яркий, привлекательный вид. Желательно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок уже имел в своей библиотеке любимые книжки, записи известных детских песен и мелодий, диафильмы.

Подарки не должны быть чрезмерно дорогими, но непременно полезными для детей, развивающими. Нужно постараться, чтобы подарки отвечали интересам, ожиданиям ребенка, соответствовали его возрасту.

Хорошо завести в семье традицию ответных подарков. Родители дарят ребенку в день рождения свои подарки, а тот им в ответ – свой. Это может быть нехитрая, выполненная своими руками картинка, потом какая-нибудь несложная, но полезная самоделка, наконец, очень нужная в мамином хозяйстве вещь. Любые, сделанные с любовью, от души, сувениры всегда приятно и получать, и дарить.

Не менее важным является участие детей в общей подготовке праздника, их посильная помощь взрослым в праздничных хлопотах. Нужно помнить, что особого внимания требуют к себе гости. Поэтому необходимо подумать и подготовить игры, забавы, аттракционы, которыми станут развлекать пришедших. Изготовление оригинальных пригласительных билетов для гостей, необычное украшение комнаты тоже можно поручить детям (разумеется, с учетом их возраста).

Праздновать дни рождения желательно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Как правило, малыши быстро утомляются, не могут сидеть долго и фиксировать внимание на чем-то одном. Самые простые, достаточно подвижные игры можно провести с ними. В предпраздничных хлопотах их участие минимальное, чисто символическое. У дошкольников внимание более устойчивое и им можно предложить кукольный театр, театр картинок и игрушек, игры на ловкость и сообразительность, несложные аттракционы; зимой – в комнате, летом – на открытом воздухе. Дети постарше более активно участвуют в подготовке и проведении праздников. Они с удовольствием организуют домашний концерт, показывают фокусы, обычно проявляя максимум ответственности за порученое.

Трудно не согласиться с мнением некоторых педагогов, считающих большой ошибкой со стороны взрослого стремление всю свою фантазию и выдумку применить только для организации детского праздника. Не менее ярко и интересно должны проводиться в семье дни рождения близких ребенку людей: мам, пап, бабушек, дедушек. У детей не должно складываться впечатления, будто они являются центром внимания и заботы. Нужно предоставить детям возможность почувствовать, насколько для взрослых радостны подарки, сделанные детьми с учетом их практического применения в домашнем хозяйстве. Например, подарок маме: фартук, прихватка для горячей посуды, дощечка для резки овощей – своеобразный кухонно-хозяйственный набор.

Поздравить родителей и близких можно в самых разных жанрах: в стихах, песенке, рисунке.

В домашних концертах ведущий торжественно объявляет: «Концерт посвящается маме». Хороши праздничные фотовыставки, например, «Наша мама» или «Наш папа», на которых изображены самые важные события из жизни близкого человека. Очень трогателен семейный концерт из любимых песен бабушек и дедушек.

В дни рождения своих родителей и близких дети получают наилучшую возможность выразить им свою любовь и признательность.