Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
MENU

 

 Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология?

     Время на стыке тысячелетий можно, без сомнения, назвать временем переосмысления человечеством своего места и своей роли в мире природы. Последнее десятилетие XX века вплоть до наших дней мы являемся свидетелями развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. И если современное взрослое поколение начинало понимать исключительную важность бережного отношения к окружающему миру уже в сознательном возрасте, то нашим детям просто жизненно необходимо заложить экологическое восприятие мира в основу сознания.

Так что же это за наука такая – «ЭКОЛОГИЯ»? Чем занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане?Зачем это маленьким детям, спросите вы.

 Да, все это наука экология изучает, но здесь речь уже идет о «диагностике» и «лечении» огромного организма – планеты,  которое необходимо применить, чтобы ликвидировать результаты недальновидного и безответственного поведения Человека в своем Доме – Окружающем его мире. А если не брать во внимание природные катаклизмы – что же изучает экология? Вот, как раз, его – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – и изучает! Ведь в переводе с греческого «экос»(или, вернее «ойкос») означает «дом, жилище», вторая часть «логос» – «учение». Так значит, экология – наука о доме, о месте обитания. А где мы все обитаем, если в корень посмотреть?  Разумеется, в мире природы и ее ресурсов: она дает нам и пищу, и одежду, и дом – в общем, все 

необходимое для нашего существования. Но ведь у нас есть еще и соседи – другие живые организмы, которые нас окружают, и с которыми желательно не портить отношения. А есть еще и неживая природа, способная радикально изменить наши условия проживания. И все это нужно учитывать, обо всем помнить и ВСЕ ЛЮБИТЬ как данность. И дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье.

 

 

В МБДОУ №46 основная образовательная деятельность (ООД) проводится во всех группах, материал и форма ее подачи адаптированы по возрасту. Для наиболее эффективного усвоения полученных знаний о природе тематика занятий по экологии часто отражена и в другой групповой непосредственно образовательной деятельности по лепке, аппликации, рисованию,  чтению художественной литературы, а также в ролевых играх, которые проводятся и на экологических занятиях тоже. В процессе ООД проводятся элементарные опыты и наблюдения за живой и неживой природой, домашними растениями и животными.  Весной совместно с нашими воспитанниками выращивается рассада для засаживания цветников на территории детского сада – так мы стараемся приобщать детей к доброте и заботе о живом.

Приобщение ребят к труду в природе происходит и на нашем огороде, где они совместно с воспитателем выращивают свой урожай: оказывают посильную помощь в подготовке почвы, сеют, поливают, следят за сорняками.

Для закрепления пройденного материала проводятся тематические игры и викторины (наподобие «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес» и др.), а также досуги, где дети имеют дополнительную возможность в игровой форме проверить и пополнить свои знания.   

Во время прогулок также проводятся наблюдения за погодными условиями, сменой времен года, живой и неживой природой. Во время нашей ООД мы стараемся обращать внимание детей на то, как красиво и мудро устроен мир вокруг нас, учить сострадать живым существам, не нарушать без нужды спокойствия окружающих нас растений и животных, а также прививаем основы культурного поведения:учим не ломать, не сорить, не обижать живого, помогать живому.